видеоблогинг: представление себя другим и networked publics
о курсе
Перед этим направлением школы не стоит задача быть всеохватывающим введением в изучение видеоблогеров и видеоблогинга как нового социального факта или культурного феномена. Это не курс по vlog studies, а скорее обзор самых важных тем плюс самостоятельное исследовательское проникновение в это поле.

В названии курса есть указание и на блогеров, и на тех, кто их смотрит; тех, кто «представляет» и кому «представляют»; на публику и изменившееся понимание публичности. Первая часть заглавия после двоеточия обыгрывает и социологическую традицию, связанную с именем Эрвина Гоффмана и его книгой «Представление себя другим в повседневной жизни», и сам непосредственный акт записи и загрузки на ютуб видео с собой в главной роли. А использование networked publics во второй части напоминает, что есть два способа понимания публичности: микросоциологический и теоретико-политический.
занятия курса
о методах
Методические материалы — это инструменты, позволяющие изучать интернет. Частично они разработаны в рамках классических социальных наук. Частично относятся именно к исследованиям интернета.

В рамках школы мы собрали методические материалы с двумя целями: разобрать пошагово исследование и определить применимость и проблемные точки каждого подхода. Это относится и к материалам по этике, и теоретико-методологической части исследования в целом.

Мы составляли эти тексты так, чтобы они были понятны и интересны междисциплинарному исследователю, поэтому не включили дискуссии и парадоксы, которые составляют немалую часть каждого метода. Но в обширных списках источников, приложенных к каждому занятию, вы найдёте их немало.
лекторы
  • Кристал Абидин
    PhD in Social Sciences
    Автор книги «Интернет селебрити: понимая онлайн славу», постдок в центре управления и трансформации медиа (ММТС) в Университете Йёнчёпинга, Швеция, научный сотрудник (Adjunct Research Fellow) в Университете Кертина (Австралия), член ассоциации исследователей интернета. Кристал фокусируется на локальных интернет-культурах и изучает отношения молодых людей к популярности в интернете.
  • Джин Бёрджесс
    PhD, профессор, директор центра цифровых исследований (QUT Digital Media Research Center), Австралия.
    Сфера её научных интересов — культура и политика использования цифровых медиа-технологий и инновационные методы их исследования. Она является соавтором и редактором одной из первых книг о ютьюбе: «YouTube: онлайн-видео и культура участия» (Polity Press, 2009), «Изучая мобильные медиа: культурные технологии, мобильная связь и iPhone», «Companion to New Media Dynamics», «Твиттер и общество»
  • Екатерина Колпинец
    МА in culturology, журналист
    Выступала в качестве приглашенного редактора философского журнала «Логос», № 6 от 2016 года. Публиковалась в журналах и интернет-изданиях «Сноб», «Colta», «Prime Russian Magazine», «Мел», «The Blueprint». Сфера интересов: феномен селебрити в современной культуре, celebrity studies, различные аспекты славы в социальных сетях, методы исследования славы в интернете.
тьюторы
  • Константин Габов
    MA in Sociology, исследователь, полевой интервьюер
  • Ксения Бабушкина
    MA in Sociology, интересуется постпубличностью, микроселебритис, digital storytelling
  • Ирина Ксенофонтова
    PhD in Sociology, исследователь и видеомонтажёр,
    интересуется качественными методами в социологии
  • Ангелина Козловская
    MA in Anthropology, исследователь,
    интересуется современной детской культурой и детскими онлайн-практиками
библиография
что мы читали во время курса
Гофман, И. (2000). Представление себя другим в повседневной жизни. Москва: КАНОН-ПРЕСС.

Гоффман, Э. (2017). Поведение в публичных местах: заметки о социальной организации сборищ. М: Элементарные формы.

Колпинец Е. (2016). Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности, Логос, 26(6), 161-188.

Маршалл Д. (2016). Продвижение и предъявление себя: селебрити как символ презентационных медиа, Логос, 26(6), 137-160.

Омельченко Е. Л., Поляков С. И. (2017). Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ, Социологическое обозрение, 16(2), 111-132.

Корбут А. (2012). Видео социо. Рец. на кн. Heath, C., Hindmarsh, J., Luff, P. (2010). Video in qualitative research: analysing social interaction in everyday life. London: Sage. 173 p., Социологическое обозрение, 11(2).

Abidin, C. (2015). Micromicrocelebrity: Branding babies on the Internet, M/C Journal, 18(5).

Abidin, C. (2018). Internet Celebrity: Understanding Fame Online. Sweden: Jönköping University.

Baym, N.K. & boyd, d. (2012). Socially Mediated Publicness: An Introduction, Journal of Broadcasting & Electronic Media, 56(3).

Bjørkmann Berry, T. (2018). Videoblogging Before YouTube. Amsterdam: Institute of Network Cultures.

Gal, N., Shifman, L., & Kampf, Z. (2016). "It Gets Better": Internet memes and the construction of collective identity. New Media & Society, 18(8), 1698-1714.

García-Rapp, F. (2017). Popularity markers on YouTube's attention economy: the case of Bubzbeauty, Celebrity Studies, 8(2), 228-245.

Green, J., & Burgess, J. (2009). YouTube: Online video and participatory culture. Polity.

Hogan, B. (2010). The Presentation of Self in the Age of Social Media: Distinguishing Performances and Exhibitions Online, Bulletin of Science, Technology & Society 30(6), 377–386.

Hynan, A., Goldbart J. & Murray J. (2015). A grounded theory of Internet and social media use by young people who use augmentative and alternative communication (AAC), Disability and Rehabilitation, 37(17).

Inglis, F. (2010). A Short History of Celebrity. Princeton University Press.

Kavoori, A. (2015). Making Sense of Youtube, Global Media Journal, 13(24), 1-25.

Lange P. G. (2014). Kids on YouTube: Technical Identities and Digital Literacies. Walnut Creek, CA: Left Coast Press.

Lev-On, A. (2012). YouTube Usage in Low-Visibility Political Campaigns, Journal of Information Technology & Politics, 9(2), 205-216.

Light, B.A., Burgess, J.E. & Duguay, S. (2016). The walkthrough method: an approach to the study of apps.

Marwick, A. E. (2013). Status Update: Celebrity, Publicity, and Branding in the Social Media Age. New Haven: Yale University Press.

Picone, I. (2015). Impression management in social media. The international encyclopedia of digital communication and society, 469-476.

Pinch, T. (2010). The Invisible Technologies of Goffman's Sociology: From the Merry-Go-Round to the Internet, Technology and Culture, 51(2), 409-424.

Pitcan, M., Marwick, A.E. & boyd, d. (2018) Performing a Vanilla Self: Respectability Politics, Social Class, and the Digital World, Journal of Computer-Mediated Communication, 23(3), 163-179.

Snickars, P., & Vonderau, P. (Eds.) (2009). The YouTube Reader. Stockholm: National Library of Sweden.

Taylor, P. A. & Harris, I. (2008). Critical Theories of Mass Media: Then and Now. Maidenhead: Open University Press.

Thorson, K., Ekdale, B., Borah, P., Namkoong, K. & Shah, C. (2010) YOUTUBE AND PROPOSITION 8, Information, Communication & Society, 13(3), 325-349.

van Dijck J. (2009). Users like you? Theorizing agency in user-generated content, Media, Culture & Society 2009, 31(1), 41–58.

van Dijck, J., & Poell, T. (2013). Understanding Social Media Logic, Media and Communication, 1(1), 2-14.
март-май 2018

клуб любителей интернета и общества


курс о видеоблогерах в онлайн-школе интернет-исследований
тьюторы: Константин Габов, Ксения Бабушкина, Ирина Ксенофонтова, Ангелина Козловская
редактура и вёрстка: Маша Мурадова
щёлк-щёлк: Лёня Юлдашев