Я бы не хотела представлять наш концепт сцены как универсальный, который ко всему применим и везде работает. В своих исследованиях мы не отказываемся полностью от субкультурного подхода. Мы используем понятие солидарности, если изучаем особые типы социальности молодежи, когда значимым оказывается отстаивание определенных ценностей для идентичности, например, в протестной активности. А бывают сцены, когда важно фиксировать пространство.
У нас было
исследование совместно с британскими коллегами, посвященное скинхедам, оно проводилось с 2002 по 2006 год. У них был подвал, это место тусовки и, в принципе, именно там впервые зародилась эта материальность, которую мы могли наблюдать позднее. То есть место непосредственной тусовки, общего сбора, общего пространства, было очень важно для того, чтобы понять собственно смысл их групповой идентичности, для чего и зачем они вместе. Точно также в воркауте, это открытое пространство, не в спортзале, не в фитнес-центре, часто со ржавыми перекладинами, и это помогает многое понять не только про сам воркаут, но, если говорить про исследование махачкалинского воркаута, то это именно особый тип их идентичности. Например, некоторые приносят коврик, отходят в сторону, делают намаз, не привлекая особого внимания, не требуя от других обязательного участия. Невозможно понять и интерпретировать их отношение к религии, если мы не видим и не понимаем, как это происходит на самом деле. То есть это вопрос городской этнографии. Если мы изучаем ту же сцену, как мы начинаем — мы находим некую компанию, узнаем места сбора, а затем мы фактически картографируем эти места, и потом картографируем какие-то группы вконтакте и, наконец, связываем эти вещи. То есть, беря интервью, мы обязательно спрашиваем — в каких группах, с кем связаны, какие еще знаете? У нас получается определенная сеть виртуальная и сеть реальная, и только тогда мы можем говорить о том, что мы изучаем сцену.