Практики отказа и сопротивления вовлечению в цифровые структуры могут носить разный характер. Как говорила Ади в первом занятии курса, они могут быть как частью повседневной жизни одного человека, так и публичным протестом.

Во втором занятии мы бы хотели показать один из примеров такого протеста — удаление профиля из соцсети как попытку с помощью художественного языка утвердить право пользователя не быть подключенным. Мы предлагаем вам прочитать текст Tero Karppi, профессора Университета Торонто, под названием «Digital suicide and the biopolitics of leaving Facebook». В нем он описывает, каким образом можно удалиться из фейсбука (спойлер — есть три способа разной степени тяжести) и рассуждает о том, что такое цифровой суицид как феномен медиа. Рассматривая в качестве примера два арт-проекта, представляющих собой цифровые «суицидальные машины», Карппи анализирует как устроены практики сопротивления. Важно, что они не полностью оппозиционны, но используют логику и пространство фейсбука, чтобы сконструировать и разместить альтернативное сообщение.

Карппи пишет про фейсбук, а мы на школе задались вопросом о том, как обстоят дела с другими социальными сетями, и как удаляются люди в России? Участники школы исследовали возможности и практики удаления в разных российских социальных сетях. Что из этого получилось — смотрите в разделе «результаты исследований».

Некоторые из участников школы проанализировали популярные в России соцсети и описали механизмы, возможности и практики удаления из них. Всего было проанализировано 5 соцсетей: жж, вконтакте [1], [2], линкедин, иллюстраторс и инстаграм.

В других занятиях мы будем выделять типологию удаления из социальных сетей. Так удаление профиля может быть перформативным и тихим, коллективным (#deletefacebook) и частным. На основе этого задания стало понятно, что удаление — это действие, которое имеет свои особенности почти в каждой отдельной соцсети. На основе работ участниц и участников мы выделили возможные причины для цифрового суицида. А ещё несколько аспектов удаления профиля, которые помогают лучше понять взаимоотношений человека и соцсетей, связанные с ними проблемы и возможности.
Удаление профиля как протест: причины
Карппи пишет, что социальные сети не являются нейтральными инструментами. В их софт, пользовательское соглашение и политику их разработчиков включены и идеология, и особые ценности, и конкретные метафоры, с помощью которых людей представляют в оффлайне: человек состоит в основном из лица + интересов и новостей, общение — это общечеловеческая ценность, и все хотят быть на связи с друзьями и родственниками и транслировать информацию о себе в публичное пространство. Это не плохо само по себе, но важно не забывать о том, что социальные сети — это не необходимое прогрессивное будущее человечества, а инструмент, который может помогать, а может быть использован во вред, может быть критически полезным или совсем бесполезным. Сейчас такая позиция только набирает популярность, более распространенным является требование обязательного цифрового присутствия.

Дизэнгейджмент считается скорее маргинальным, эзотерическим, медикализируется (диджитал детокс как способ лечения «зависимости») или просто игнорируется (например, если тебя нет в сети, тебе гораздо сложнее получить работу в некоторых сферах). Именно эти условия позволяют удалению из социальных сетей выглядеть как протест. Протест может быть разным и часто он связан совсем не противостоянием дискурсу о подключении, а с более конкретными вещами. Вот наиболее интересные и распространённые причины, которые выделили участники школы.
Не только протест
Конечно, удалиться можно и без яркого высказывания. Совсем не обязательно удаление вызвано недовольством. Это может быть скука, дискомфорт, переход на более удобную платформу, переход на новую платформу из интереса или потому, что туда ушли все твои друзья. В конце концов, необходимость использования платформы могла просто пропасть. Более того, не во всех платформах протест возможен. Как видно из сделанных вами табличек, протест — это особенность удаления из платформ, в которых есть публичное текстовое пространство, где можно написать что-то напоследок (жж, вконтакте, фэйсбук).
Как интерфейс влияет на удаление профиля
Когда мы говорили об удалении как протесте, перфомансе или коллективном действии, акцент ставился на человеческую инициативу. Однако во взаимодействии человека и интернета больше одного участника, и сами социальные сети тоже влияют на то, чем для человека становится удаление. Мы выделили три аспекта удаления, которые тесно связаны с интерфейсом соцсетей.
удаление как поисковый квест
Дизайн социальных сетей может активно «мешать» нам удалиться. Так проявляются так называемые Dark patterns — затруднение на уровне дизайна невыгодных платформе действий, и подкрепление «правильного» поведения пользователя. Яркие примеры dark patterns — использование мелкого шрифта в пользовательском соглашении, запрятывание кнопки отмены подписки в многоуровневое меню с неочевидными названиями кнопок, помещение кнопки удаления аккаунта во вложенное меню в самом низу страницы. Чтобы удалить профиль, необходимо совершить проявить находчивость и сделать немаленькое количество действий. Так, в соцсети иллюстраторс необходимо совершить шесть действий в своём личном профиле, чтобы его удалить. При этом ещё в 2013 году удаление было проблемой — о том, как удалиться спрашивали на форуме, вероятно, нужно было обязательно писать в техподдержку или придумывать альтернативные способы.

Эти кейсы поднимают интересную тему того, как дизайн соцсетей влияет на наше (не)вовлечение в соцсети. Бен Лайт в своей книге Disconnecting with Social Network Sites описывает это так: «Функции внутри сайта могут с разной степенью интенсивности привлекать наше внимание, влияя тем самым на наше использование и не-использование этих функций. Иногда это превращается в своеобразную конкуренцию. Например, новостные ленты в приложениях могут отвлекать нас от обновления наших профилей или общения с другими людьми. Алгоритмы, которые ранжируют новости в новостной ленте могут чаще предоставлять нам контент от людей, с которыми мы чаще взаимодействуем, и уменьшать количество контента, которое мы получаем от других людей. В настольных и мобильных приложениях может отсутствовать часть функций — это тоже приводит к не-использованию каких-то частей соцсетей. Устройства, с помощью которых мы подключаемся к соцсетям, также могут влиять на наше использование соцсетей и наше присутствие в них. Влияет всё: их вычислительная мощность, емкость памяти, скорости соединения».
удаление как творческая задача
Не все социальные сети имеют большую кнопку рядом с профилем, нажав которую, вы можете безвозвратно удалить свою виртуальную личность. Даже если удалить сам профиль несложно, остаются и другие следы, оставленные пользователем в соцсети: комментарии, сообщения, лайки. Чтобы удалить всё, что хочется удалить, нужно применить фантазию. Удаление — хороший пример того, как технологии работают в нашей жизни не просто как инструменты с чёткой функцией, а как набор инструментов для творчества, то, с чем необходимо экспериментировать. Именно такую потребность в творческом подходе уловили и утрировали создатели программ из статьи Карппи. Удаление из соцсетей из которых сложно удалиться превращается в особое проявление человеческой воли, фантазии и находчивости.

Примеры творческого подхода к удалению:
— ручное удаление всех данных из профиля (актуально в иллюстраторс, фэйсбуке)
—  установить все настройки в разделах «Моя страница» и «Связь со мной» в положение «Только я» и «Никто» (актуально для вконтакте).
— заставить или попросить других пользователей жаловаться на вас администраторам и заработать бан (актуально почти для всех).
— если комментарии и записи на чужих страницах не удаляются при удалении профиля, пользователи могут перед удалением менять фио, чтобы не быть опознанными (было актуально для вконтакте).
удаление как социальное взаимодействие

Иногда удаление напрямую затрагивает других людей. Иногда нет. Три варианта того, как это может происходить:

  1. Чтобы удалиться, надо с кем-то пообщаться. Это может быть абстрактная «техподдержка» или даже человек с конкретным именем. Он является проводником внутри социальной сети и помогает покинуть виртуальное тело. Так, в политике сайта иллюстраторс.ру написано, что для удаления персональных данных требуется прислать письмо в офис или на электронную почту. Там же сказано, что для уничтожения персональных данных (неизвестно, равносильно ли это удалению аккаунта) надо обратиться к оператору (в данном случае — к создателю сайта Гульникову) в личной, письменной или e-mail форме. В такой ситуации становится видна граница личного контроля над своим профилем. Вспоминаешь, что социальные сети — это не просто пространство для личной реализации, а проект других людей, у которых есть другая, по сравнению с тобой, степень контроля.

  2. Некоторые соцсети аппелируют к социальной ответственности пользователя. Например, facebook при попытке удаления профиля показывает фотографии ваших друзей, сопровождаемые подписями: «[Имярек] будет по Вам скучать». Таким образом транслируется идея о том, что соцсеть — не игра в виртуальной реальности, а взаимоотношения с реальными людьми, которые стоят того, чтобы их беречь.

  3. Некоторые данные пользователя переплетены с данными других людей. Например, комментарии человека в линкедин при удалении профиля деперсонализируются, а в жж — удаляются. Являются ли они личными данными одного человека или результатом коллективного взаимодействия? Не страдают ли другие пользователи, когда в их переписке в комментариях собеседник обезличивается или пропадает?
Что-то ещё
другие особенности соцсетей и их использования,
которые выявляются при анализе удаления
На что похожа соцсеть?
Социальные сети во многом похожи на ролевые игры. Они реинсценируют какие-то виды человеческих взаимодействий, утрируют одно и редуцируют другое. Социальные сети выстроены на метафорах и метонимиямиях к привычным нам практикам, они насыщены особыми ожиданиями и представлениями о том, что можно и нужно делать. Это хорошо описывает Марианн ван дер Бомен: «при разработке социальных сетей происходит трансмедиация и развитие социальных практик. С помощью метафор и метонимий вырезаются куски из этих практик и собираются заново в виде цифровых символов: дружба, почта, аватары, профили, комментарии, подписчики, популярность рейтинги и т. д». Удаление позволяет выявить некоторые такие образы и метафоры.
Так, например, жж воспринимается как общественное пространство: в нем есть взаимоотношения между «местными жителями» и администрацией (жж), похожие на взаимоотношения между жителями страны и государством. Жители протестую против цензуры и политики администрации, пользуясь доступными средствами, а отчаявшись, «меняют прописку», переходят на другие платформы. После них на какое-то время остаётся виртуальный мемориал.
Всё своё ношу с собой
Не все социальные сети позволяют безвозвратно удалить все данные. Уходя, пользователь может оставлять за собой следы и наборы из разных данных. Так, жж предлагает удалить вместе с профилем также и комментарии и сообщения. А вконтакте сохраняет переписку даже с удалившимся пользователем. Иллюстраторс кажется наименее прозрачным, в нём отдельными пунктами обозначены «удаление профиля» и «удаление персональных данных», причём для удаления данных должна быть уважительная причина, связанная с их неправильностью, изменением, неполнотой и т. д. Не предусматривается (по крайней мере пользовательским соглашением) желание пользователя удалить свои данные для личной безопасности или по иной другой личной причине. Интересная особенность связана с видимостью проблемы личных данных и характером соцсети. Кажется, что с текстовыми соцсетями проще — можно обсудить эту тему (жж, фэйсбук). А в соцсетях, где нет «публичного» пространства для текстов и дискуссий, больше скрытых сложностей и меньше возможностей для объединения вокруг проблемы личных данных, коммуникации на эту тему (инстаграм, иллюстраторс)
Аккаунт как виртуальное тело
Разные способы удаления выявляют разные образы отношений между пользователями и их аккаунтами. Так, в жж пользователь через 30 дней (почти 40) «умирает» насовсем, в это время его еще уважают и держатся на расстоянии (вдруг оживет, и правда), а вот потом его можно разграбить, забрав самое ценное — никнейм. В интерфейсе жж даже есть особые инструкции по тому, как забирать чужой никнейм. Совсем другой пример — LinkedIn или вконтакте. Между аккаунтом и человеком при удалении образуется дистанция. Профиль скорее похож на виртуальное тело из компьютерной игры, который может иметь человеческое лицо, а может быть автономным и обезличенным — после удаления аккаунт какое-то время мелькает у контактов под именем «Неизвестный пользователь», ваши комментарии и записи тоже перестают иметь ваше имя. Это гораздо меньше похоже на смерть и создает особую дистанцию между оффлайном и онлайном. Есть пограничная ситуация — временная деактивация профиля, доступная, например, в фэйсбуке и в инстаграме.
другие темы курса

март-май 2018

клуб любителей интернета и общества

курс про digital disengagement
авторы идеи: Полина Колозариди, Ади Кунцман, Аня Щетвина
тьюторы: Аня Паукова, Аня Щетвина
вёрстка и редактура: Маша Мурадова, Аня Щетвина
иллюстрации: Алиса Рангаева
щёлк-щёлк: Лёня Юлдашев