классификации ютуба:
как к ним подступиться
и зачем это нужно
курс «видеоблогинг: представление себя другим»
онлайн-школы интернет-исследований'18
Мы начали готовиться к курсу школы чуть раньше и в феврале со студентами Вышки и несколькими желающими запустили исследование, в котором попытались путём простого поиска и просмотра как можно большего количества каналов на ютубе и внетеоретических интуитивных обобщений и интерпретаций понять, как отличаются друг от друга разные каналы и блогеры.

Мы уже показывали вам ссылку на словарь видеоблогинга во вводном уроке, а теперь объясним, что это такое.
Наш словарь — это проба пера в составлении подробной классификации и описании составляющих ютуб-реальности.

Мы намеренно сформулировали задачу по составлению типологии в максимально общем виде, чтобы в ходе пилотажного исследования нащупать наиболее работающую схему. В итоге мы решили сфокусироваться на том, что очевидным образом отличает все ютуб-каналы друг от друга — их содержание.
что такое жанр (или формат) и почему мы все создаем свои типологии ютуба?
Мы довольно долго обсуждали, как назвать получившиеся совокупности. С одной стороны, и сам ютуб, и здравый смысл подсказывают, что их можно было бы называть жанрами. Но поскольку понятие жанра вписано одновременно в несколько научных дисциплин (литературоведение, фольклористика, искусствоведение), в каждой из которых существует своя теоретическая дискуссия по поводу его содержания и границ, использование этого термина требует четкой аргументации.

При этом, само применение понятия жанра к ютуб-видео представляет собой отдельный исследовательский вопрос, на который мы только начинаем искать ответ. Но в то время, как академическое описание разнообразия видов ютуба запаздывает (хорошая новость: мы вместе с вами можем значительно ускорить этот процесс!), в сети можно найти многочисленные попытки так называемой «народной» классификации, и авторы этих классификаций как раз весьма активно используют слово «жанр» (причём это характерно и для англоязычного ютуба — «genre»). Вот несколько примеров на русском (1 2 3) и на английском (1 2 3).

Поэтому на данном этапе мы будем использовать «жанр» как рабочее понятие вслед за теми, кого мы изучаем.

Откуда появляются эти определения? Ведь в случае ютуба мы не можем обнаружить чёткой структуры жанров, так как границы между ними постоянно сдвигаются: какие-то появляются, какие-то исчезают. Однако даже при просмотре ютуба мы интуитивно формируем и используем типологию видеоблогов, которая выполняет инструментальные функции: нужно ведь как-то обозначать и упорядочивать то, с чем мы сталкиваемся в реальности. В этом смысле, интересно понять, на какие параметры опираются разные группы пользователей при составлении таких типологий.

Например, собственные типологии существуют у самих блогеров и их аудитории: от бинарных и простых (хорошо/плохо, зашквар/незашквар) до более комплексных и включающих разные параметры.

Очевидно, все эти типологии должны ощутимо влиять на представления аудитории (и наши с вами в том числе), поскольку откуда всем нам ещё брать понятные и работающие представления? Ведь не из статей на google scholar же.

Одним из факторов может быть горизонт видения: близкое для блогера распадается на частные случаи, а далёкое «сливается» в одно. Обзорщик игр и его аудитория будут дробить форматы на обзоры разных типов игр и разные жанры роликов, а например, далеких от них трэвел блогеров будет определять как единый формат, и наоборот.
делаем словарь ютубов и терминов
Вместо поиска строгих оснований для того, чтобы ухватить и навсегда заключить в рамки то, что постоянно ускользает и изменяется, мы можем создавать типологию или реестр форматов, основанный на сопоставлении и интерпретации всех существующих типологий, циркулирующих в разных сегментах реальности: ютуберской, аудиторной, маркетинговой, инфраструктурной, исследовательской и т. п. Естественно, этот реестр нужно будет периодически корректировать и обновлять. А ещё его можно и нужно критиковать, если что-то не было учтено.

Кроме того, часть нашего словаря будет посвящена, терминологии видеоблогинга, то есть с тому, что содержательно формирует контент и контекст видеоблога: проблемы приватности, рекламы, телесности и т. п. Задача этой части — дополнить реестр, сделать его не формальным списком, а насыщенным описанием видеоблогинга как распространенной социальной практики.
март-май 2018

клуб любителей интернета и общества


курс о родительских онлайн-сообществах в онлайн-школе интернет-исследований
тьюторы: Оксана Дорофеева, Татьяна Фомичева, Елизавета Сивак, Ольга Вербилович
редактура и вёрстка: Маша Мурадова
щёлк-щёлк: Лёня Юлдашев