Pinch, T. J., & Bijker, W. E. (1984). The social construction of facts and artefacts: Or how the sociology of science and the sociology of technology might benefit each other — известная статья Тревора Пинча и Виби Байкера о том, что нам следует изучать технолологии так же, как прежде мы изучали науку, социально-конструктивистким образом. И что разделять науку и технологию не нужно. Пинч и Байкер показывают, как работает их подход, на примере истории велосипеда. В конце XIX в. было несколько моделей велосипеда, и распространены были варианты модели «пенни-фартинг», с большим передним колесом и маленьким задним — или наоборот. У разных велосипедов были разные аудитории — на одних (большое переднее) катались с ветерком спортивного вида юноши. На других, трёхколёсных, ездили женщины. А ещё были противники всякого велосипеда, были пожилые мужчины, которым неудобно было забираться на высокий велосипед с большим передним колесом. Спортивного вида юноши, противники велосипеда, женщины — это «релевантные социальные группы», которые имеют отношение к технологии и имеют по поводу технологии мнение.
Мы обсудили текст и поняли, что когда Пинч и Байкер рассказывают о велосипеде, они отодвигают науку и смотрят только на технологию, на дискуссии по поводу инженерных решений. Лаборатории и мастерские не упоминаются. Что, как кажется, противоречит их собственной амбиции ввести симметричный подход к изучению одного и другого. Кроме того, проблематичной выглядит история с «релевантными группами». Мишель Каллон в статье «Некоторые элементы социологии перевода: одомашнивание морских гребешков и рыбаков залива Сен-Бриё» (1986) упоминает эту статью Пинча и Байкера и замечает, что «[…] определение групп, их идентичностей и их желаний постоянно обсуждается в процессе перевода (имеется в виду социология перевода, словарь, предлагаемый Каллоном в этой и других статьях — прим. клуба). Таким образом, они представляют собой не заранее готовые данные, а принимают форму гипотезы (проблематизации), которая выдвигается некоторыми акторами и впоследствии ослабляется, поддерживается или трансформируется». Иначе говоря, Каллон предлагает не определять акторов раз и навсегда (де, вот юноши, вот их позиция, и вот они действуют), а понаблюдать за тем, как меняются их позиции и расклад сил.
А ещё мы решили почитать побольше о спорах в SCOT (Social Construction of Technology) и нашли статьи Стюарта Рассела (Stewart Russell) «The social construction of artefacts: a response to Pinch and Bijker» 1986 года и «The social construction of technology: Structural considerations» Ханса Клейна и Дэниела Клейнмана (Hans K. Klein, Daniel Lee Kleinman). Прочитаем — расскажем.
Кроме этого, в нашем ридере были: