первая встреча: смерть и Патрики
Первая встреча прошла 28 сентября, на Малом Трёхсвятительском в 19:00. На встрече Эмма Барсегова и Вика Бордукова рассказывали про свои исследования, а потом мы вместе их обсуждали.

«Образ городского района в социальных сетях и в представлении горожан»
Вика Бордукова рассказала о двух методах анализа образа города: по фотографиям в Инстаграме и по ментальным картам. Речь шла о районе Патриарших прудов — что люди постят в этом районе и что говорят о нём. Что вообще такое образ города и место, почему одного метода анализа недостаточно и что мы можем узнать, соотнося эти методы?

«Жизнь смерти в интернете»
Эмма Барсегова рассказала про то, как существует смерть в интернете: что такое мёртвая страница, как работают онлайн-мемориалы, как происходит выражение скорби и траурный процесс в онлайне — в социальных сетях и на отдельных сайтах. Эмма подняла вопрос о цифровом бессмертии, об артефактности страницы мёртвого человека, киберскорби и том, как коммуникация с умершим в интернете сопоставима с традиционными практиками такого «общения». Она исследовала эти темы с помощью цифровой этнографии и контент-анализа с двух сторон: изучая страницу мертвого человека как самостоятельную и самоценную единицу, и то, как образуется взаимодействие живых с умершими в интернете, как создаются вокруг этого процесса сообщества.

вторая встреча: секс-блогеры и Новая газета
Вторая встреча кружка состоялась 19 октября на Трёхсвятительском.

В этот раз встреча кружка прошла в формате дата-сесии. Мы вместе смотрели на данные, ставили к ним вопросы, обсуждали возможные методы исследования и сразу пробовали применить их.

Сессия состояла из двух частей. Сперва вместе с Ксюшей Вахрушевой мы анализировали посты блогеров, которые пишут о сексе. Потом вместе с Машей Терк мы посмотрели на комментарии к публикациям в Новой газете в социальных сетях.
четвёртая встреча: fancy eating out и интервью в ютубе
Следующая встреча кружка прошла 23 ноября.

Кто выступал?

Маша Теплякова с исследованием про fancy eating out: Instagram-практики выбора мест для еды.
Маша: Исследование посвящено практике fancy eating-out (то есть классного, необычного похода в кафе или ресторана) и тому, как на эту практику повлиял Instagram. Почему я решила сделать такое исследование? Я поняла, что предпочту инстаграмное (красивое, снимабельное) место неинстаграмному, а последние три-четыре своих любимых места вообще нашла благодаря этой соцсети. Я хотела понять, есть ли такой тренд? Делает ли так более старшее поколение или только молодые люди и подростки? Делаются ли места изначально инстаграмными, и сколько это приносит реальной прибыли заведениям.

Полина Константинова про особенности жанра интервью на самодельных Youtube каналах.
Полина: Появление авторской передачи Юрия Дудя на YouTube повлияло не только на отношение россиян к платформе, но и на всю журналистику. В своей курсовой я попыталась ответить на вопрос, как это получилось. Для этого я сравнила передачу «вДудь» с более традиционной программой «Познер».
Я искала ответы на вопросы через стулья, одежду, приглашенных героев и через другие самые неожиданные вещи. Что из этого вышло? Об этом я расскажу вам на встрече.
Встреча №5

Воркшоп о том, как собрать библиографию для исследования. Пройдет 5 декабря в Хитровском переулке, д. 2, в аудитории 510. время начала: 19:00

Вопросы такие:
- как соотнести своё исследование с уже имеющимися, выбрать ключевые слова для поиска
- как искать с помощью google scholar и находить тексты по перекрёстным ссылкам, делать изящные списки
- как находить оригиналы статей и книг в разных сервисах, обходя все препятствия

Воркшоп ведут:

Дима Муравьёв, студент 3 курса факультета политологии (темы Димы — экспертное знание в политике, воображение и технологии, социальные исследования данных и алгоритмов)

Аня Щетвина, студентка 3 курса школы культуологии, координатор клуба любителей интернета и общества (темы Ани — старый веб, use, non-use и disengagement).

Если вы или ваш знакомый — не студент Вышки, то напишите нам, и мы сделаем пропуск.
Сезон 2. Встреча №1
Дискуссия «Зачем все эти исследования»

В сентябре все студенты готовятся писать курсовые и дипломы. Чаще всего это будут исследовательские работы. Но что делать потом с нашими исследовательскими навыками? Как устроены исследования помимо академической среды: в маркетинге, бизнесе, медиа, искусстве? Нужно ли соотносить тему курсовой с практическими планами или скорее выбирать то, что интересно? Мы обсудим эти вопросы студенческим кругом и с приглашёнными участниками из разных исследований и сфер деятельности: городскими исследователями и социологами, теми, кто работает в медиа и бизнесе.

Участники дискуссии:
Ада Быковская, руководитель отдела интернет-проектов Международного комитета Красного Креста

Костя Филоненко, независимый городской и социальный исследователь, ex-Strelka KB.

Лена Гудова, социолог, преподаватель ВШЭ.

Лёня Юлдашев, координатор клуба любителей интернета и общества, исследователь истории интернета

Мы сделали конспект встречи и его можно прочесть в блоге кружка вот тут: http://clubforinternet.net/meeting1


Сезон 2. Встреча №2
На 2-ю встречу кружка пришла Маргарита Кирюшина, студентка магистратуры «Экономика и управление образованием». В прошлом году она исследовала сообщество «Пикабу» и искала в нём отголоски гражданского общества. Маргарита заметила, что на площадке, созданной для мемов и смешных историй, периодически появляются просьбы о помощи и юридической консультации.

С помощью цифровой этнографии она искала ответы на вопрос: «может ли в современной России сообщество Пикабу стать новой формой, способной объединять людей в борьбе за свои права и интересы?»

На встрече Марго расскажет к каким неожиданным результатам она пришла, а мы вместе порассуждаем, как можно изучать подобные сообщества.

Подробнее про её идею и находки

Из важного: обсудили метод netnography (придумал Robert Kozinetz). Вот как коротко его объясняет Марго.

Суть метода в том, чтобы смотреть на онлайн-взаимодействие участников форумов и сайтов почти так же, как «традиционные» этнографы смотрят на оффлайн-взаимодействие людей. Также в рамках этого метода считается, что «цифровые следы» пригодны для изучения не меньше, чем обычно пригодны объекты культуры или происходящее здесь и сейчас. При этом считается, что нетнограф может наблюдать незаметно (что, разумеется, накладывает дополнительные этические наблюдения), вносить меньше возмущения в среду исследования и, в перспективе, улавливать более естественные типы практик в сообществах.

Подробнее про метод можно прочитать в книжке «Netnography : doing ethnographic research online», которая есть в Вышкинской библиотеке.

Презентацию Марго можно посмотреть тут.